2020 год в образовательном моменте

Основные цели и задачи государственной политики в сфере образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации и особенности их достижения в отчетном году

В 2020 году вектором среднесрочного планирования выступали «майский», а затем «июльский» указы, определившие национальные цели развития и, в том числе, показатели развития системы высшего образования. Закреплена ответственность федеральных органов исполнительной власти в сфере образования за достижение целевых показателей национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», определенной Указом № 474: за Минобрнауки России - по показателю «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования».

Основные инструменты реализации государственной политики в сфере образования и их корректировка

В структуре госпрограммы «Научно-технологическое развитие», ответственным исполнителем определено Минобрнауки, реализуется подпрограмма «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», цель которой - эффективное воспроизводство кадров для научной, социальной сферы, базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, а также создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования.

В 2020 году были реализованы все основные и проектные мероприятия Подпрограммы; выполнена подавляющая часть контрольных событий, что позволило обеспечить решение поставленных на 2020 год задач и подтверждается достижением соответствующих показателей. При этом сфера высшего образования обеспечила существенный вклад в достижение показателей ГП НТР в целом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 518 утверждена новая редакция ГП НТР, учитывающая новый национальный проект «Наука и университеты», оптимизацию федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики» и «Информационная безопасность», реализацию нового федерального проекта «Искусственный интеллект» Национальной программы и подпрограммы «Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий» государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

В целях увеличения вклада российских образовательных организаций высшего образования в достижение национальных целей, определенных Указом № 474, в рамках Подпрограммы предусмотрена реализация Программы стратегического академического лидерства - комплекса мер государственной поддержки программ развития российских образовательных организаций высшего образования, направленных на обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы 20 высшего образования; достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы и иных целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей.

Организация проектной деятельности в сфере образования

Минобрнауки России выступило в 2020 году ответственным за реализацию национального проекта «Наука», федеральных проектов «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования», а также «Молодые профессионалы» (в части высшего профессионального образования) НПО и отдельных мероприятий федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы.

Национальный проект «Наука и университеты» направлен на достижение единого для сферы науки и высшего образования целевого показателя по обеспечению присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования в рамках достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», определенной Указом № 474. Национальный проект «Наука и университеты» обеспечивает достижение общественно значимых результатов, направленных на улучшение качества жизни людей и их благополучие (качественное образование в университетах доступно во всех субъектах Российской Федерации; повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования; результаты 22 отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу).

Одним из флагманских направлений в области развития высшего образования в России станет программа стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030», обеспечивающая независимость и конкурентоспособность университетов за счет выявления, развития и самореализации талантов, сбалансированного пространственного, научно-технологического и социально-экономического развития страны, а также увеличения их вклада в достижение национальных целей развития Российской Федерации.

Развитие системы воспитания в Российской Федерации. Дополнительное образование детей и взрослых

С 2020/21 учебного года согласно Положению Минобрнауки России формирует перечень мероприятий для предоставления грантов лицам, поступившим на обучение в вузы, научные организации по программам магистратуры. Проект Перечня мероприятий формируется по предложениям федеральных государственных органов, государственных корпораций, государственных компаний, общероссийских объединений работодателей, ассоциаций (союзов) образовательных организаций высшего образования, научных организаций с учетом предложений организаторов мероприятий и направляется на экспертизу в экспертную группу при Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России, в состав которой включены ведущие специалисты в области образования, науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта.

Приказом Минобрнауки России от 19 октября 2020 г. № 1310 создан Совет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики (далее - Совет), в состав которого вошли представители органов государственной власти и иных организаций, принимающих участие в реализации государственной молодежной политики, и в структуре которого организованы рабочие группы, в том числе по формированию системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов молодежи.

Профессиональная ориентация детей и молодежи

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции большинство карьерных мероприятий проведены в режиме онлайн. В связи с этим, а также в целях создания условий по цифровизации взаимодействия центров карьеры и трудоустройства со студентами и выпускниками с 2020 года в рамках заключенного между Минобрнауки России и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» соглашения о взаимодействии функционирует цифровая карьерная среда «Факультетус» - это цифровое сервисное решение для работы центров карьеры и трудоустройства со студентами, выпускниками и работодателями.

Цифровизация процессов в сфере высшего образования

Минобрнауки России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в рамках актуализации паспорта национального проекта «Наука» сформирован результат «Обеспечено развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего и дополнительного профессионального образования, а также цифровых сервисов, доступных для обучающихся, в том числе иностранных студентов, и сотрудников образовательных организаций, за счет развития государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда», предусматривающий дальнейшее развитие ГИС СЦОС в 2021 - 2024 годах.

Обеспечение доступности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В высшем образовании деятельность сети РУМЦ обеспечивает поддержку вузов по вопросам обучения и сопровождения лиц с инвалидностью, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, в 163 том числе имеющих различную ведомственную принадлежность. Всего действует 21 РУМЦ на базе вузов, подведомственных Минобрнауки России (13 организаций) и Минпросвещения России (3 организации), а также 5 РУМЦ на базе вузов, подведомственных Минспорту России, Минздраву России, Минкультуры России, Минтрансу России, Минсельхозу России. Кроме того, решение ключевых задач инклюзивного подхода в высшем образовании осуществляется посредством партнерского взаимодействия с органами государственной и региональной власти, образовательными организациями, включая 530 вузов-партнеров РУМЦ, общественные и социально ориентированные организации, бизнес-партнеров.

Наблюдается ощутимый рост числа студентов вузов данной категории, трудоустроенных по их завершении и (или) продолживших обучение на следующем уровне образования.

Теги минкультуры минпрсвещения минобрнауки образование