РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

На формирование рынка профессионального образования в России существенно влияют государственные учреждения, которые до сих пор придерживаются консервативного пути развития и обязуют большинство студентов получать знания в стенах учебного заведения. Толчком к развитию сферы онлайн-образования стала необходимость некоммерческой системы работать в условиях пандемии.

В 2020 году, после введения комплекса ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий, школьникам, студентам и гражданам, получающим дополнительное профессиональное образование, пришлось посещать уроки и лекции в онлайн формате. Данная ситуация показала, что в нынешней системе образования существует проблема отсутствия общей системы онлайн-обучения в государственных учреждениях.

 В федеральном бюджете на 2019 год и на 2020–2021 годы выделены средства на реализацию федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» и национального проекта «Наука» ( на 2019 год – 5,022 млрд. рублей, на  2020 год – 11,429 млрд. рублей, на 2021 год – 7,115 млрд рублей).

Согласно исследованиям, которые проводились Высшей школой экономики, ФРИИ, Нетологией и некоторыми другими авторитетными  организациями, за 5 лет (с 2016 – 2021)  доля онлайн-образования  значительно выросла во всех категориях. Так, в дошкольном образовании с 0,1% до 0,3% (1, 7 млрд. руб.); общее среднее образование (10 млрд. руб.); дополнительное школьное образование с 2,7% до 6,8% (10 млрд. руб); высшее образование с 1,8% до 4,4% (15 млрд.руб);  среднее профессиональное образование с 0,4% до 1% (1,8 млрд.руб.); дополнительное профессиональное образование с 6,7% до 10, 9% (11 млрд. руб.); языковое обучение с 5,8% до 15,9% (3,9 млрд. руб.). Это показывает тенденцию к активному развитию и предполагает внедрение новых технологий и появление новых игроков. По мнению Томаса Фрей (ведущего  футуролога Института Да Винчи (Канада)  - «к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом будет образовательная компания, о которой ещё никто не знает».

В России, на данный момент, мы может отметить несколько тенденций, которые будут определять развитие  рынка  онлайн-образования. Во-первых, массовое внедрение в 2021 году программ дополнительного образования онлайн во всех ВУЗах. Это значит, что система профессионального образования в ближайшее время составит серьезную конкуренцию коммерческим обучающим платформам. Несмотря на имеющиеся минусы – такие как небольшой опыт работы с платформами для онлайн-обучения в ВУЗах, отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, способных технически  полноценно запустить такие программы на рынок, наличие устаревших стандартов образовательных программ  и некоторых других – в целом, благодаря развитию этих программ, мы можем говорить о значительном повышении качества образовательных продуктов и распространению информации о возможности получить «диплом государственного образца», что для многих до сих пор является приоритетным при выборе программ обучения. Второй значимой тенденцией можно  назвать заинтересованность крупнейших рунет-компаний направлением онлайн-образование. Практически все из них признают это как одно из перспективных направлений развития и вкладывают серьезные финансовые средства в создание и развитие собственных EdTech-продуктов. Уже на  сегодняшний день мы можем наблюдать корпоративные университеты и платформы у Сбера, Яндекса и Mail.ru. «Коммерческие компании, представленные на российском рынке, отлично используют рыночный подход к знаниям, предлагая тематически наиболее востребованные направления обучающих курсов: программирование и аналитика (IT-технологии), маркетинг и бизнес». Что это даст рынку образования в целом – так это однозначную популяризацию и доступность к информации, так как, учитывая маркетинговые  возможности этих игроков, мы можем с уверенностью утверждать, что они постараются донести информацию о своих продуктах максимальному количеству пользователей. И, в –третьих, хотелось бы отметить тот момент, что, согласно тем же исследованиям, которые мы приводили в начале статьи, 55% россиян  – выбирают дополнительное обучение для саморазвития и удовольствия, а не для карьерного роста. Тут стоит обратить внимание на формирующуюся тенденцию, показывает достаточно успешную конкуренцию с различными видами досуга.

Многочисленные исследования показали, что онлайн-образование не уступает по своей эффективности консервативным методам обучения. Более того, такой формат получения знаний и компетенций существенно экономит время конечного потребителя, позволяет ему самостоятельно определять график обучения и получать ту информацию и навыки, необходимые для дальнейшего трудоустройства, даже в условиях невозможности посещения оффлайн-лекций.   Кроме того, стоит ожидать внушительный рост финансирования рынка онлайн-образования, рост количества профильных специалистов, что, в целом, должно оказать  положительное влияние на экономику России.  А к 2030 году, согласно Инчхонской декларации ЮНЕСКО, в мировом сообществе  должен быть обеспечен равный доступ к образованию, так как оно содействует взаимопониманию, терпимости, дружбе и миру.

(с) А. Воронин, 2021

Теги профессиональное образование цифровизация онлайн дистанционное обучение дополнительное образование образование EdTech