МООС СИСТЕМА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

МООС СИСТЕМА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

МООС СИСТЕМА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Глобализация образования, возникшая вследствие развития информационных технологий, играет важную роль при подготовке кадров. Возникновение МООС-системы, как новой формы организации дистанционного онлайн обучения, является одним из продуктов глобализации, открывающим миллионам людей, не имеющим возможности обучаться стационарно, получить профессиональное образование и востребованные на рынке компетенции. «Родоначальником  считается Массачусетский технологический институт, который в 1999 г. сообщил, что собирается бесплатно предлагать свои курсы всем желающим через сеть Интернет» [1, c. 150]. В этой статье мы рассматриваем плюсы и минусы МООС-системы с целью выявления её сильных и слабых сторон и возможности её применения в качестве инструмента для подготовки высококвалифицированных кадров.

Мы сравнили достоинства и недостатки этой системы, и пришли к выводу, что МООС является достойной альтернативой традиционному оффлайн обучению, и, более того, имеет ряд преимуществ, которые обуславливаются возможностью применения цифровых технологий в процессе обучения и повышения квалификации.

С конца 90-х годов XX века цифровизация захватывает всё больше сфер, включая быт, культуру, государственные структуры и здравоохранение, производство, бизнес. Цифровизация позволяет сделать жизнь комфортной, избежать бумажной волокиты и автоматизировать внутренние процессы. Мы можем наблюдать, как интернет-технологии позволяют вычислять преступников по камерам видеонаблюдения, подавать документы в инстанции без посещения офиса, хранить данные, отслеживать безопасность на производстве. Вариативность их применения открывает новые возможности и для системы образования. С распространением Интернета у школьников и студентов появилась возможность изучать дополнительные материалы, включая литературу и видеолекции, которые представлены в электронном формате. Преподаватели, в свою очередь, получили новые инструменты, позволяющие сделать обучение интерактивным, адаптированным под каждого учащегося и при этом дистанционным.

За последние десятилетия в мире также происходит процесс глобализации, который затрагивает и систему образования.  Показателями активного развития этого процесса являются международные научные Олимпиады, системы международной сертификации и тестирования, рейтинги ВУЗов, всевозможные стандарты и правила, принимаемые во всем мире. Понятие  «международные стандарты образования» включает в себя универсальные права на образование и комплекс обязательных требований к достижению качественного образования  на национальном уровне, а также гарантии их соответствия международной системе качества образования.  Соответствующие национальные и международно-правовые акты регулируют эту область международного образовательного права». [2, с.12 ]. Кроме того положения ст.11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3] в полном объеме соответствует  положениям «Международной стандартной классификации образования»,  которая была принята на 36 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года [4].

Несмотря на то, что дистанционное обучение использовалось во всем мире уже не одно десятилетие, массовые онлайн-курсы стали широко популярны лишь в 2021 году, вследствие ограничений, связанных с пандемией.

Активное развитие платформ МООС (Massive Open Online Course) или Массовых открытых онлайн-курсов (МООК) способствует активной глобализации системы образования.

Появление телекоммуникационных и информационных технологий открывает учащимся широкий спектр возможностей, важнейшей из которых является использование индивидуальных технических средств для освоения традиционных учебных дисциплин. Осваивать материал можно удаленно, независимо от места проживания или времени занятий. В распоряжении учащихся всегда есть доступ к библиотеке методической и научной литературы и лекциям ведущих преподавателей не только своего учебного заведения, но и любых ведущих университетов мира, что, безусловно, позволяет приобщиться к мировой культуре, расширить свой кругозор, получить знания в интересующей области и сформировать уникальные компетенции, которые будут высоко оцениваться на рынке труда. Современная система образования позволит будущим специалистам рассматривать собственный опыт в контексте различных областей деятельности и обрести возможность реализоваться как профессионалу посредством широкого выбора сфер применения полученных компетенций.

Глобализация системы образования обеспечивает консолидацию усилий в решении глобальных проблем человечества, упрощение подтверждения дипломов в других странах, повышение конкурентоспособности отдельных специалистов на рынке труда.

В современном обществе “Непрерывное обучение” (lifelong learning) становится не просто термином, а образом жизни. Но, при этом повышаются и требования к качеству этого образования.

МООС-система имеет много преимуществ перед обычным оффлайн образованием.

Во-первых, образовательная программа не ограничивается материалами, предоставленными одним учебным заведением. В рамках МООС-системы учащиеся получают доступ к программам ведущих мировых университетов, а, значит, они могут освоить любые доступные дисциплины и получить целый спектр необходимых компетенций.

Во-вторых, преподаватели получают возможность отрабатывать новые подходы в онлайн-педагогике, внедряя инструменты, позволяющие повышать результативность процесса обучения.

В-третьих, работодатели со всего мира отслеживают качество подготовки кадров и знакомятся с дисциплинами, которые представлены в образовательной программе. Таким образом, алгоритмы платформ могут анализировать эффективность учащихся и влиять на процесс обучения ещё до завершения программы. В результате, МООС-система позволяет оценивать возможности каждого конкретного учащегося, оценивать его потенциал и предлагать должности, исходя из полученных компетенций.

Однако, несмотря на потенциал платформы и даже предположения о возможности полностью заменить оффлайн обучение, существуют и минусы, которые начали проявляться со временем.

Во-первых, «не все участники образовательного процесса имели доступ к достаточно скоростному интернету, чтобы выходить на видео-связь во время занятий, или получать эту связь в нормальном качестве (без задержек и искажения звука или изображения)» [5, с. 147].

Во-вторых, недостаточная система мотивации пройти  онлайн обучение до конца. Это подтверждается многочисленными исследованиями -   большинстве курсов лишь 5-10% студентов доходят до конца  

В-третьих, Отсутствуют: нормативно-правовая база дистанционной образовательной деятельности и механизмы учета пройденных студентами онлайн-курсов на платформах других организаций.[ 6, с.20].

Кроме того, несмотря на все большую популярность, сертификаты МООС все еще не имеют статуса и не признаются большинством работодателей. Так же на платформе нет комплексных образовательных программ, а лишь отдельные онлайн курсы. Хотя, скорее всего, данный вопрос решится в ближайшие годы.

Несмотря на это, очевидно, что МООС программы в ближайшем будущем могут статьи основой для обучения, в том числе и в ведущих мировых университетах. Это позволит ВУЗам заявить о себе на мировом образовательном поле и привлечь наибольшее количество студентов со всего мира.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что МООС-система – это форма обучения, которая только начинает развиваться в онлайн-пространстве, и в ближайшие годы обретет ещё большую популярность, благодаря внедрению новых инструментов, появлению нормативно-правовой базы, отлаженному процессу сертификации специалистов и распространению всеобщей цифровизации.

Уже сейчас сотни тысяч учащихся получают знания и компетенции с МООС, трудоустраиваются и делом доказывают работодателям эффективность такого формата обучения. Поддержка бизнеса и государства, популяризация образовательных программ и прямое участие научного сообщества в развитии МООС-систем позволит вывести дистанционное обучение на принципиально новый уровень – давать не только дополнительные академические и практические знания, но и в полном объеме обучать востребованным профессиям.

 

 

(с) 2021

Воронин Алексей Валентинович

Директор Центра современных образовательных технологий «Крылья»,  г. Москва

Теги дополнительное образование дистант моос