ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С середины 1990-х годов, с распространением персональных компьютеров, Интернет становился основным инструментом для мгновенного обмена сообщениями, телефонной и видеосвязи. Более чем за 30 лет он наполнился дискуссионными форумами и профильными сайтами. По сей день Всемирная паутина является самым популярным способом получения информации в режиме онлайн.

Всеобщая цифровизация не смогла обойти стороной и образовательные процессы. Во-первых, интернет позволяет в короткие сроки получать информацию по широкому спектру научных направлений и организовывать обмен данными между специалистами разных регионов и стран. Во-вторых, цифровизация образования позволила ускорить и улучшить процесс обучения, что повлияло на востребованность образовательных онлайн-программ и на готовность конечного потребителя учиться через Интернет.

В  Федеральном  законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко прописана система профессионального образования,  согласно которой  «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». Образовательная система в РФ  способствует реализации возможности профессионального  саморазвития для  каждого гражданина. Закон  гарантированно «предоставляет  возможности получения индивидом профессии и образования посредством слаженной работы различных государственных и негосударственных образовательных организаций разных уровней – от дошкольного до послевузовского, в рамках единой системы» .

Однако, гарантированная нашим государством возможность образования для всех желающих сталкивается с проблемой реализации и доступа к программам на местах. Особенно остро стоит эта проблема в дальних регионах, где нет образовательных организаций в «шаговой доступности». Люди физически не могут добраться до интересующих их учебных заведений по причине погодных условий, отсутствия транспортной инфраструктуры, отсутствия дороги и многих других проблем, не связанных с системой образования.  Единственным возможным решением данном проблемы является цифровизация образования, давая возможность получать образовательных контент в любой точке РФ. «Наиболее перспективными являются дистанционные образовательные технологии, так как позволяют включить в процесс обучения большее количество слушателей при минимальных затратах как материальных, так и кадровых» [3, с. 112]. Особенно остро вопрос цифровизации образования встал во время пандемии, когда тысячи специалистов остались без работы, и возникла необходимость освоить новые компетенции или пройти профессиональную переподготовку. Именно поэтому 2020-й год стал катализатором развития онлайн-образования в России. Однако, «становление и развитие системы открытого образования основывается на новых принципах и технологиях обучения, поэтому возникает потребность формирования проектных компетенций».

Внедрение цифровых технологий значительно расширило возможности стандартных форм обучения. Теперь лекции, семинары, конференции могу быть значительно расширены контентно за счет внедрения в обучающий процесс фото-видео носителей, за счет включения трансляций из любой точки мира и возможности организовать лекцию с любым специалистом без его непосредственного присутствия в аудитории.  Происходит «широта  и доступность выбора программ и педагогов. Благодаря цифровому формату любые программы стали доступны и физически и финансово, независимо от того в каком городе находится ученик и педагог» .

Кроме того, дистанционное обучение позволяет значительно снизить затраты на организацию обучения (аренда лекционных залов, проезд к месту обучения итд); сократить время прохождения обучающих программ за счет экономии на дороге;  самостоятельно запланировать время получения необходимых знаний(благодаря тому,что большинство лекций можно посмотреть в записи и, тем самым снимается проблемы присутсвия на занятиях учеников из разных часовых поясов); проводить массовое обучение в любом регионе или нескольких регионах; повысить качество обучения за счет интеграции в мировую образовательную среду с доступом к любым источникам информации.

Но в конце хотелось бы сакцентировать внимание еще на одном  важном моменте: помимо всем  известной задачи повышения уровня образования населения в целом, внедрение цифровых технологий может решить очень важную задачу, связанную с экономическим развитием нашей страны, особенно, удаленных и неблагополучных регионов.  В цифровизации системы дополнительного образования должны быть  напрямую заинтересованы администрации отдаленных регионов и регионов с низким уровнем социально-экономического развития. С помощью популяризации программ онлайн-обучения можно достигнуть снижения количества неблагополучных семей и улучшения уровня жизни граждан.

Согласно данным  Федеральной службы государственной статистике за 2020 год, более 16 млн россиян находятся за чертой бедности, только потому что не обладают необходимыми знаниями и навыками для получения высокооплачиваемой работы.  Граждане, чей труд считается низкооплачиваемым, могут получить дополнительное образование, благодаря цифровым программам повышения квалификации. Обладая востребованными на рынке труда компетенциями, они смогут кратно увеличить свои доходы. 

Цифровые программы повышения квалификации позволяют создать общество социально адаптированных граждан, где каждый трудоспособный гражданин сможет найти работу по устраивающей его ставке заработной платы.

(с) А. Воронин, 2021

Теги повышение квалификации цифровизация цифровые технологии дистанционное обучение дополнительное образование